Переход на главную страницу
Лидия Семенова

Имиджевая фотография

Как можно испортить свой имидж

Лидия Семенова

доцент кафедры массовой коммуникации Южно-Уральского государственного университета, кандидат педагогических наук

 

Удачные снимки могут рассказать об организации, ее продукции, услугах и сотрудниках больше, чем в длинные выступления первых лиц организации. Без фотографий невозможен архив организации, оформление ее истории. Плохие снимки резко снижают уровень и эффективность действий и материалов, в которых используются. Лучше обходиться без фотоматериалов, чем использовать плохие.

Первое впечатление по фото

В наши дни представление о характере, о надежности партнера по бизнесу делают, основываясь на первом впечатлении, на первых секундах знакомства, в том числе заочного, по фото. Огромное значение приобретают мелочи, личные вещи, присутствующие на фотографии. Именно они сообщают окружающим, кто вы такой. Не всегда эти вещи способствуют позитивному имиджу персоны. Фотографии могут оттолкнуть, вызвать негативные эмоции. Это могут быть короткие носки и оголенная нога у доверенного лица кандидата в депутаты Государственной Думы; галстук, не доходящий до пряжки ремня. Облегающая одежда женщины-депутата Государственной Думы при полной фигуре. Неудачная одежда, поза главы города, приглашенного на вечернее мероприятие – открытие театра, а так же фон, на котором он стоит. Да если еще такая фотография печатается на обложке ведущего журнала! А кто не помнит скандал по поводу дырявых носков Президента Всемирного банка Пола Вулфовица. Примеров неудачных фотографий можно привести множество. Все они являются причинами деструкции имиджа человека или фирмы. Можно понять, если такие снимки создаются специально для разрушения имиджа конкурента. Но когда сами люди по не знанию публикуют свои фотографии, то это является «черным PR» против себя, разрушает собственный имидж.

как можно испортить свой имидж

Первое впечатление остается надолго, и пройдет много времени, прежде чем какая-то новая информация изменит его. Первые ощущения могут годами оставаться в подсознании человека.

По данным исследования А.Мерабиана, которое приводит Д.Джеймс в книге «Эффективный самомаркетинг» (Джеймс Д. Эффективный самомаркетинг. – М.: ФИЛИНЪ, 1997), люди больше верят визуальному образу, запоминают именно его и визуальный аспект имиджа на 55% влияет на результаты общения. По мнению Б.Джи (Джи Б. Имидж фирмы. – СПб.: Питер, 2000) 83% решений люди принимают, основываясь на визуальной информации. Вот почему роль фотографии (удачной фотографии!) так важна в имидже и деловой репутации персоны, а так же фирмы.

Механизм формирования первого впечатления основывается на составляющих визуального контакта, таких как особенности одежды, ухоженность внешнего облика и так называемого языка тела – выражения лица, жестов, осанки и пр. Именно поэтому перед фотосессией важен контроль и тщательный анализ элементов внешнего имиджа.

Для чего нужно имиджевое фото компании?

Имиджевая фотография – это удачная, хорошо выполненная фотография. Она позволяет формировать положительный имидж человека, товара, услуги, организации. Особенно имиджевая фотография важна при работе со СМИ. Хорошая фотография привлекает внимание и СМИ, и их аудиторий, придает убедительность, весомость материалам. Ее применение может в значительной степени облегчить достижение целей кампании, потому что хорошая фотография часто является тем элементом, который решает, будет ли сообщение напечатано. Считается, что если событие не нашло отражения в СМИ, то его просто не было. А.Д.Кривоносов рассматривает фотографию как стратегическую визуальную разновидность PR-текста.

Классификация фотографий
по А.Д. Кривоносову


Фотография:
Организация


производственный пейзаж
1.1. Производственный пейзаж

товар
1.2. Товар, продукт, услуга

 здания
1.3. Крупные объекты
(здания, самолеты, помещения)

Человек


портрет
2.1. Портрет

человек на призводстве
2.2. Человек на производстве

коллектив
2.3. Коллектив

деловые встречи
2.4. Фото с деловых встреч -
известные люди

Обратимся к функциональным особенностям фотографии. Являясь иллюстративным материалом, она стимулирует интерес потенциальной аудитории. С помощью снимков происходит визуализация образа персоны, организации, товара или мероприятия. Известно, что иллюстрация запоминается лучше, чем вербальная информация.

Фотография используется в настоящее время очень широко. В PR-целях ею сопровождают новостные релизы, иллюстрируют статьи, используют для оформления витрин, выставок, стендов во время мероприятий для прессы, семинаров и других событий. Нельзя обойтись без фотографии при создании отчетов, листовок, корпоративных буклетов, газетной публикации, платной рекламы или телезаставки.

От слов к делу

Итак, разберемся, как сделать качественную имиджевую фотографию. Начнем с подготовки к проведению фотосъемки. Если нужно сделать сообщение о специальном событии, следует уточнить, какие запланированы на нем мероприятия, где и когда они должны происходить. При подготовке необходимо уточнить место съемок, осмотреть территорию или помещение, в котором будет происходить событие, оформить его в соответствии с замыслом, известить всех участвующих в съемках о месте и времени, когда им необходимо туда прибыть.

Любительская фотография, хотя она и доступна по цене, не пригодна для профессионального использования. Такие фотографии используют, если готовят компромат на должностное лицо или конкурента. Портреты, образцы продукции для рекламных целей требуют использования различных объективов, разноформатных камер, постановки света и так далее. Профессиональная фотография стоит дорого. Перед съемкой необходимо составить смету расходов. Подлинная смета, по утверждению А.Репиной (Репина А. Имиджевое фото: как это делается // PR-диалог. – 2001. – №3. – С. 72), состоит из разделов, которые отражают не только затраты на оплату труда фотографа, но и расходы на выполнение работ, на фотопленку, транспорт, связь, аренду дополнительной фотоаппаратуры и светоустановок, привлечения третьих лиц (визажиста, фотомодели), а так же на аренду необходимого реквизита. Подобная смета вызывает удивление и неприятное впечатление у руководителей и часто ими отвергается или сокращается. Возникает идея с фотографом-любителем. Не следует ее реализовывать и допускать ошибок.

До обращения к фотографу PR-службе следует определиться, зачем ей, нужны те или иные снимки. Дорогие фотографии, выполненные в цвете, должны «работать» на имидж компании, а не бесполезно раздаваться радиожурналистам или сотрудникам черно-белых изданий.

Требования к имиджевой фотографии

Для того чтобы фотография «работала» на имидж, необходимо сделать ее запоминающейся, найти «изюминку». Если снимок будет обрезаться, то смысл события не потеряется при условии, что основное размещено по центру. А когда фотографируется товар, стараться снять его крупным планом, чтобы передать детали, особенно новые, отличительные или чем-то особенно привлекательные. Хорошая фотография всегда информативна. Снимаем ли мы человека, товар или здание – это означает, прежде всего, информирование о чем-то, что работает на нашу компанию. Хорошая фотография эмоциональна. Если снимок несет огромный эмоциональный заряд, волнует, затрагивает потаенные струны сочувствия внутри каждого, то это, безусловно, удачный снимок. Снимки позирующих людей редко вызывают волнения, но и в этом случае можно уловить и зафиксировать интересное выражение лица. Если фотография сопровождает текст, то она должна отвечать содержанию этого текста (позы, внешний вид людей, антураж). Профессионалы уверены, что хорошие фотографии получаются только в динамике, без статичного позирования. На интересных снимках всегда передано действие или искренний взгляд. Важно найти свежее решение. Специалисты рекомендуют тщательно выбирать фон для съемок. Часто, чтобы не отвлекать внимание от сюжета, нужно сделать фон максимально простым.

Правила композиции, помогающие сделать снимок хорошим (по Д.Доти - Доти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М.: Филинъ, 1996):

1) Фотографировать людей за тем занятием, которое они обычно делают, и в той обстановке, в какой они обычно работают.

2) Сузить снимок настолько, насколько позволяет ситуация без потери смысла.

3) Если требуется, чтобы на фотографии было несколько человек, сгруппировать их так, чтобы общая компоновка была максимально плотной.

PR служба и профессиональный фотограф

Именно профессионал делает фотографию хорошей. Дельный совет специалистам по связям с общественностью – изучите рынок фото услуг. Когда вопрос стоит в съемке портрета или образца продукции, тогда необходим профессиональный фотограф с полным комплексом многопрофильной аппаратуры. PR-специалисту важно обращаться к услугам не только одного известного профессионала, но и многих других, специализирующихся в самых разных жанрах. Для этого нужно иметь информацию обо всем сложившемся рынке фотоуслуг, об агенствах, студиях.

Начиная сотрудничать с фотографами, нужно помнить важный критерий – фотографии должны соответствовать профессиональным стандартам. Специалистам надо четко сообщить фотографу, что именно и для чего именно он снимает. Лучше это сделать не на месте съемки, а заранее, чтобы специалист мог подготовиться к работе. Если фото предназначено для СМИ, то все происходящее следует разворачивать лицом к фоторепортерам. Важно тщательно режиссировать каждое событие. Помня о том, что издания много снимков не публикуют, нужно сделать так, чтобы в одном кадре были расположены необходимые объекты, само действие. Желательно заранее посоветоваться с фотографом, обсудить с ним все детали съемки. Опытный специалист может предложить интересные идеи, сделать критические замечания, дать ценные советы. Поэтому к нему следует относиться не только как к исполнителю заказа, но и как к автору-разработчику, как к партнеру, члену команды.

До начала съемки важно критически оценить состояние помещений, внешний вид сотрудников, фон, на котором будет снят специалист или процесс производства. Можно привести примеры из рекламных буклетов. Новый товар отснят на фоне грязной кафельной плитки. На кондитерской фабрике запечатлен процесс фасовки конфет старыми морщинистыми руками. Иногда для эффективной съемки продукции необходимо привлечь фотомоделей, а не работников предприятия. Известно, что человек – коварный объект для съемки. Его недостатки скрыть не просто, а раскрыть достоинства – еще труднее.

Если делается ряд фотографий, то необходимо планировать больше времени на фотосессию. Фотографу необходимо ознакомиться с объектом съемки. Ему важно понять, как ведет себя человек, узнать его индивидуальные особенности. Время нужно и для подготовки объекта к съемке. Внешний вид должен соответствовать стандартам чистоты и опрятности. Не следует пренебрегать визажистом или гримером. На эти услуги потребуется не менее 30 минут.

Договор на услуги

Специалисту по связям с общественностью важно договориться с фотографом, как будет использован снимок. Закон об авторском праве заявляет, что некоторые фотографы сохраняют право собственности на свои работы. Клиент, покупающий защищенное авторским правом фото, владеет самим предметом, но не правом делать дополнительные копии. Договоренность и оплата в таком случае могут быть установлены для: 1) одноразового использования; 2) неограниченного использования; 3) выплаты авторского процента с каждого использования снимка. На практике происходит и обратная ситуация, когда фотограф, без ведома клиента, использует фотоматериалы, в том числе и негативы, в рекламных целях или каких-то других случаях. Поэтому PR-специалисту важно оговорить все условия договора, в том числе и распоряжение фотоматериалами с ведома заказчика. Для соблюдения такта и обеспечения юридической страховки Д.Доти (Доти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М.: Филинъ, 1996) рекомендует заручиться разрешением на публикацию от каждого, кто будет сфотографирован. Можно предложить расписаться на подготовленных заранее бланках, на которых напечатано, например, следующее: «Не возражаю, если моя фотография и фамилия будут использованы для целей PR-кампании, проводимой...» (подпись). С точки зрения этикета, следует спрашивать разрешения и при повторном использовании снимка..

Заводим фотоархив

Специалист по связям с общественностью Г.Л. Тульчинский (Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. – СПб.: СПб ГАК, 1997) подчеркивает важность фотоматериалов в архиве такого качества и уровня, чтобы их можно было использовать многофункционально: для материалов, готовящихся в типографии, для демонстрации по ТВ, рассылки, передачи в органы печати, органы власти, зарубежным партнерам, в качестве памятных подарков. Желательно иметь фотоматериалы в виде цветных слайдов. Цифровая фотография вытеснила традиционную из деловой и бытовой сферы. Цифровая фототехнология обеспечивает высококачественную съемку, непосредственное введение снимков в компьютер, хранение их и передачу снимков по компьютерным сетям без ущерба для качества.

Каждый материал необходимо сопровождать описанием, в котором указать: тему съемки, кто или что изображено на снимке, дату, место и другое. Без сопроводительного материала фотография в архиве теряет ценность и смысл. Следует регулярно обновлять банк фотографий. Внешность людей меняется с возрастом и нежелательно брать их архива устаревший снимок для прессы. Может возникнуть неловкая ситуация.

Фото для публикации в СМИ

У.Аги и его коллеги (Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004) при работе со СМИ рекомендуют обращать внимание на следующие детали.

Все фотографии, отправляемые редакторам СМИ, в пресс-центры, на выставки должны иметь сопроводительные материалы, которые содержат: фамилию, адрес и номер телефона отправителя; текст комментария; сообщение о том, в каких случаях нельзя использовать фотографию; дату мероприятия или съемки. Если в кадре много людей, нужно внимательно записать их имена и фамилии в порядке расположения в кадре. Все снимаемые должны быть правильно названы. Текст, сопровождающий снимок нового товара, должен доходчиво объяснить его назначение и как им пользоваться.

Базовая фотография

Существует такое понятие как базовая фотография. Это портретная фотография, которая часто используется в СМИ, является основной для публичного человека и делает его узнаваемым в глазах общественности. Такие фотографии имеют члены правительства, политические, государственные деятели, руководители предприятий.

Они должна отвечать следующим требованиям:
1.фото не должно содержать ничего лишнего;
2.лицо занимает 3\4 площади;
3.фон не должен бросаться в глаза;
4.специалисту следует посмотреть, как будет выглядеть фото на копиях;
5.снимаемый должен смотреть в глаза;
6.на фото не следует ничего писать;
7.продумать уместность дорогих вещей (особенно в политической кампании), женщинам осторожнее выбирать украшения;
8.сравнить фото своего клиента с фотографиями конкурентов.

Присутствие фотографии в пресс-релизах увеличивает вероятность того, что материал будет опубликован. Часто происходит так, что интересная фотография будет напечатана без сопровождающей истории, а необходимая информация будет сконцентрирована в подписи к фото. Чаще всего размещают портретные фотографии, групповые снимки печатаются реже. Удачными для печати считаются те, где число людей на снимке было небольшим, и они были тесно сгруппированы – максимум 3-4 человека. Фотографии для главных новостных страниц газеты обычно снимаются штатными фотографами. Чтобы привлечь внимание читателя, снимки подчеркивают действие или индивидуальность. Другие разделы газеты предоставляют возможность для публикации фотографий, предоставленных специалистами по связям с общественностью. Фотографии для газетной публикации обычно черно-белые, размером 8х10, с материалом для подписи. Сопроводительные материалы должны содержать фамилию, адрес и номер телефона отправителя, текст комментария, сообщение о том, в каком случае нельзя использовать фотографию, дату мероприятия. Необходимо убедиться, что имена в подписи написаны правильно и размещены в последовательности, соответствующей порядку фигур на фотографии слева направо. Если используются цветные снимки, то лучше выяснить заранее у редактора газеты, какие особые технические требования предъявляются к цветным материалам.

Редактора журналов предпочитают сюжетные фото. Необходимо изучить требования каждого журнала к иллюстрациям, прежде чем отправить фотоматериал. Профессиональные и специальные журналы часто используют предоставленные им фотографии отдельных лиц, новых продуктов и промышленного оборудования. Не все журналы имеют штатного фотографа, поэтому зависят от тех снимков, которые им присылают. Привлекательные фотографии, сопровождающие рукопись, повышают возможность того, что она будет принята для публикации.

Журнал «Корпоративная имиджелогия» №02 (03) 2008
(фото: Irina Ponomarenko, www.dreamstime.com; PaulPaladin, Massimiliano Pieraccini, www.123rf.com; Serghei Starus, www.dreamstime.com; Stanko Mravljak, www.123rf.com;
creactions, eustatiub, www.sxc.hu
)

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››