Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100

Символы авторитета и их влияние

Д.В.Олейникова

 

Как и почему влияют символы авторитета?

Всякий раз, когда мы стал­киваемся с действием чрез­вычайно сильного моти­вирующего фак­тора, есть основание предпола­гать, что столь мощ­ная мотива­ция не может не иметь соответству­ющей соци­альной базы. Ши­роко разветв­ленная, при­знанная практиче­ски всеми со­циальными слоя­ми систе­ма власти авторите­тов предо­ставляет обществу огромные пре­имущества. Мы с детства приучены думать, что пови­новение общепри­знанным авто­ритетам являет­ся пра­вильным, а неподчине­ние им – непра­вильным. Эта идея «красной нитью» прохо­дит в преподавае­мых нам родите­лями уроках, стихах, кото­рые мы учим в школе, расска­зах и песнях на­шего детства, а также проводит­ся в своде пра­вил юридической, воен­ной и политической си­стем, с кото­рыми мы сталкива­емся по­взрослев. Склонность гра­ждан к лояльности и повино­вению властям имеет боль­шую соци­альную ценность.

Согласие с диктатом авто­ритетных фигур очень часто имеет реальные практиче­ские пре­имущества. Нам ка­жется, что эти люди знают больше нас (например учите­ля, роди­тели, судьи), и мы находим их советы полезны­ми – от части из-за того, что мы считаем своих наставни­ков мудрыми, отчасти из-за того, что они ре­шают, когда нас надо награ­ждать, а когда наказывать. По­скольку эти люди имеют го­раздо больший доступ к информа­ции и власти, чем мы, нам представ­ляется логичным подчиняться их требовани­ям. Такой взгляд на вещи приводит к тому, что мы ча­сто повинуемся авторите­там даже тогда, когда это бес­смысленно.

Подобная противоречи­вость ха­рактерна для всех главных ору­дий влияния.

В данном случае, если мы осо­знаем, что повиновение ав­торитету является выгод­ным для нас, мы можем поз­волить себе быть автоматиче­ски по­слушными. Одновре­менно плюсом и минусом та­кого сле­пого подчинения яв­ляется его механический ха­рактер. Мы считаем, что не должны ду­мать; следователь­но, мы, и не думаем. Хотя та­кое неосознан­ное повинове­ние в большинстве случаев способ­ствует совершению уместных в конкретной си­туа­ции дей­ствий, дело не обходится и без очевидных исключений, по­скольку мы реагируем, а не ду­маем.

Во всех случаях, когда нами легко управлять, как из-под земли являются «про­фессионалы уступчивости», чтобы по­пытаться извлечь выгоду. Всем известно, что рекламода­тели часто исполь­зуют в своих целях наше ува­жение к вра­чам. Нанятые ак­теры играют роли докто­ров, расхваливаю­щих меди­цин­скую продукцию. На прак­тике эти актеры способ­ству­ют увеличению спроса на данную продук­цию.

Иногда достаточно види­мости авторитета, чтобы мы ста­ли подверженными влия­нию не только авторитетов, но и их символов. Некоторые из этих символов авторитета неизмен­но побуждают нас идти на уступки в отсутствии действи­тельного авторитета. Эти сим­волы часто использу­ются теми профессионалами, которые на самом деле не яв­ляются та­ковыми. Они обыч­но с важным видом выходят из автомобиля, элегантно оде­тые, и представ­ляются своей предполагаемой «жертве» докторами, судья­ми, профес­сорами. Подобные люди со­здают вокруг себя «облако ав­торитета» из соот­ветствующих титулов, лич­ных вещей и одежды.

Каждый из упомянутых выше трех типов символов ав­торитета имеет собствен­ную историю и заслуживает по­дробного рассмотрения.

Титул и лич­ность

В отличие от других сим­волов авторитета, его чрез­вычайно трудно и вместе с тем легко приобрести. Чтобы чест­ным пу­тем заработать титул, требуют­ся годы напря­женного труда. Однако тот, кто не хочет прила­гать больших усилий, может про­сто навесить на себя соответ­ствующий ярлык и, тем са­мым, автоматически вы­звать к себе уважение. Именно так по­ступают актеры, играю­щие роли, и мошенники-виртуо­зы. Один профессор заметил, что его титул очень часто ока­зывает влияние на собе­седников. К примеру, беседуя с не­знакомцем в аэропорту, баре или еще где-либо, стоит толь­ко вскользь упомянуть о своем профессор­ском зва­нии, как ха­рактер взаимо­дей­ствия не­медленно меня­ется…

Продолжение статьи – в полной версии журнала

21 Май 2007

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››