Переход на главную страницу

Имиджмейкинг Ярославля

Как подготовка к празднованию 1000-летия помогает формированию имиджа

Валентин Степанов

доктор филологических наук, проректор по научной работе Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, Ярославль)

 

Празднование городских юбилеев в России и за рубежом по праву считается в мировой практике «маркетинговой» датой, мощным экономическим и политическим ресурсом развития регионов, основой имиджмейкинга территории и важнейшим компонентом региональной медиакультуры(1).

Формирование элементов современной региональной медиакультуры тесно связано с активной имиджевой деятельностью, поводом для которой становятся «приятные» события, еще несколько лет назад проходившие почти незамеченными, а с недавних пор получившие новый «статус»(2): теперь на них смотрят как на возможность вызвать широкий общественный резонанс на всех уровнях – в регионе, стране, мире. Речь идет о городских юбилеях как ресурсе стратегической деятельности в сфере формирования имиджа территории.

Совокупность возникающих и формирующихся в условиях информационного обмена «информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности»(3) принято называть медиакультурой.

Медиакультура как современный социально-культурный феномен имеет ряд дополнительных признаков: она учитывает интенсивность информационного потока и комплексный характер освоения человеком окружающего мира. «Сегодняшняя медиакультура – это интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального: ТВ, кино, видео, компьютерная графика, Интернет), это средства комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах»(4).

«Паспортизация» имиджа

Я предлагаю в рамках данной статьи провести «паспортизацию» имиджа по конечному числу характеристик, обобщив наблюдения(8) над этим понятием, его природой и функционированием:

1. Инициируемость и идеальность имиджа – искусственный имидж формируется социальным субъектом инициативно и предназначен для решения стратегически важных для него задач; естественный имидж складывается стихийно и отражает стереотипное, обобщенное представление о сущности социального субъекта;

2. Интенциональность имиджа – он возникает спонтанно или целенаправленно формируется в сознании людей и представляет собой определенную содержательную целостность;

3. Измеряемость имиджа – он подлежит прямому измерению, его можно оценить;

4. Целостность и непротиворечивость имиджа – его элементы взаимосвязаны, представляют собой системное единство, дополняют и развивают друг друга;

5. Неустойчивость имиджа – он требует регулярного «укрепления» в виде поддерживающих информационно-коммуникационных кампаний и специальных мероприятий, его можно корректировать;

6. Стереотипность имиджа – он представляет собой форму установки и является относительно устойчивым и упрощенным образом с ограниченным числом компонентов;

7. Прагматичность имиджа – он ориентирован на ограниченный круг задач;

8. Вариабельность и динамичность имиджа – он предполагает регулярное исследование (мониторинг) результатов его формирования в массовом сознании и возникающих на него реакций;

9. Эмоциогенность имиджа – он вызывает сильный эмоциональный, положительный по своему содержанию, отклик;

10. Медийность и/или публичность имиджа – он формируется через каналы массовой и публичной коммуникации.

Представляя формирование имиджа как особого рода деятельность, можно выделить ряд ее этапов:
I. Организационно-исследовательский и аналитический,
II. Нормативно-конституирующий,
III. Организационно-устроительный,
IV. Медийный,
V. Эвалюативный и рекурсивный.

Организационная подготовка юбилея

Первый этап формирования имиджа Ярославля, «организационно-исследовательский и аналитический», был начат летом 2003 года. Президентом Российской Федерации был подписан указ о праздновании 1000-летия основания Ярославля, правительством РФ приняты необходимые распоряжения и постановления о создании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия основания Ярославля и плане основных мероприятий празднования. Сегодня оргкомитет возглавляет ныне действующий президент РФ Д. А. Медведев(5).

Учитывая необходимость незамедлительного начала администрирования подготовительного этапа работ по всем многочисленным и разномасштабным вопросам и мероприятиям, связанным с подготовкой к 1000-летию Ярославля, созданы областная и городская комиссии. Их основные функции – координация и контроль за выполнением поставленных задач. Для организации работы по подготовке к 1000-летию основания города Ярославля, административного контроля деятельности государственных и общественных организаций, жителей города Ярославля и области, представителей бизнес-сообщества в структуре мэрии города Ярославля и Правительства области созданы управления по подготовке к 1000-летию города. На собрании областной комиссии в июне 2004 года тогдашний глава федеральной комиссии Г. О. Греф предложил соединить плановую работу на подготовительном этапе и деятельность по формированию концепции 1000-летнего юбилея.

В Ярославле в 2001 году была разработана «Стратегия развития города Ярославля до 2010 года»(6), в которой содержатся основополагающие цели и задачи социально-экономического развития города в перспективе до 2010 года. Принципиальной установкой «Стратегии» является ее ориентация на создание благоприятных условий для социально-экономического развития. При разработке этого документа мэрия опиралась на общероссийские перспективные планы и программы развития, а также на Программу социально-экономического развития Ярославской области «От выживания к благополучию».

5 июля 2007 года губернатор Ярославской области А. И. Лисицын утвердил Стратегию социально-экономического развития области до 2030 года, разработанную аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА»(7).

В 2004 Международным университетом бизнеса и новых технологий (академия МУБиНТ с 2008 года) по заказу мэрии Ярославля создана концепция подготовки к празднованию 1000-летия города, которая базируется на «Стратегии» 2001 года, а также продолжает процессы, направленные на достижение поставленных стратегических целей и способствует уточнению и развитию предыдущего стратегического комплекса.

На фоне уже реализуемых программ федерального, регионального и городского уровней специальные усилия по подготовке к 1000-летию Ярославля направлены на интеграцию усилий всех субъектов деятельности – органов исполнительной и законодательной власти региона, органов местного самоуправления, государственных учреждений, субъектов хозяйствования всех уровней (крупный, средний, малый бизнес), общественных организаций, творческих объединений, профессиональных союзов, инициативных объединений граждан – на основе общепризнанной идеологии.

---
1. См.: Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. СПб., 2005; Леонтьева Л. С. Организационная культура и формирование имиджа. Ярославль, 2003.

2. Например, город Ростов Великий, расположенный в Ярославской области, в 1962 году свои тысячу сто лет праздновал тихо, поскольку произошло это еще до юбилейного «бума». А вот областной центр Ярославль готовится к празднованию 1000-летия в 2010 году уже со всей помпой. Это событие некоторые политики относят к тысячелетию целой социальной общности – Ярославии (хотя, как уже упоминалось, Ярославль не самый древний город в области).

3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 8.

4. Кириллова Н. Б. Указ.соч. С. 31.

5. Документы: Указ Президента РФ от 08.07.2003 № 755 «О праздновании 1000-летия основания г. Ярославля»; распоряжение Правительства РФ от 13.02.2004 № 213-р «Об утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия основания г. Ярославля» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.04.2004 N 462-р, от 25.03.2005 N 312-р, от 24.05.2007 N 656-р, от 04.12.2007 N 1748-р, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2007 N 709); распоряжение Правительства РФ от 07.09.2006 N 1259-р «Об утверждении плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания г.Ярославля» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2008 N 575, распоряжения Правительства РФ от 01.10.2008 N 1440-р).

6. Утверждена Постановлением Мэра города Ярославля от 29.04.2002 г. № 867; см.: http://city-yar.ru/data/Unsorted/strategiya.doc

7. См.: http://www.raexpert.ru/releases/

8. Здесь я представляю свое собственное видение и наблюдения некоторых современных исследователей, напр.: Кривоносов А. Д. Основы пиарологии (науки о связях с общественностью) / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. – СПб.: Роза мира, 2008. – С. 340-341; Соломанидина Т., Резонтов С., Новик В. Деловая репутация как одно из важнейших стратегических преимуществ компании // Управление персоналом. 2005. №3. С.32-35.

9. См.: Столицы и столичность в истории русской культуры. Научный сборник. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006.

10. Корникова А., Непочатова Л. Yaroslavl TM // Темы & лица. №1. 2008. С. 36–42; Ермолин Е. Ярославль: бренд и имя // Темы & лица. №1. 2008. С. 42–43.

11. См.: Муниципальная политика в России и Европе: проблемы и перспективы: сборник научных трудов / Под ред. Л.С.Леонтьевой и В. Н. Степанова. Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2008.

12. См.: http://www.adm.yar.ru/1000Years/section.aspx?section_id=582; http://www.city-yar.ru/home/millennium.html

 

Полностью статью читайте в печатной версии журнала

Фото: PnP, Flickr.com

 

3 Сентябрь 2009

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››