Переход на главную страницу

Имидж территорий вместо имиджа личности

Почему сегодня умирает имидж политических фигур

Александр Чумиков

доктор политических наук, профессор, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг»

 

По мнению Александра Чумикова, сегодняшний имидж политических фигур не только не работает, но и практически вымирает. Журнал «Корпоративная имиджелогия» обсудил с ним перспективы развития имиджа в политике и роль СМИ в его формировании.

Лидия Макаренкова, журнал Корпоративная имиджелогия: Давайте поговорим конкретно о телевидении и его роли в формировании имиджа депутатов Государственной думы.

Александр Чумиков: Сегодня телевидение носит управляемый характер – особенно в плане новостных программ. И если депутат захочет показаться на телевидении, это само по себе ничего не значит. Остается все меньше передач, где депутат может выступать в главной роли по собственной инициативе. Он может принять участие, если его пригласят, а приглашают туда далеко не всех. Число ток-шоу сокращается, передачи, идущие в прямом эфире, на центральных телеканалах, исчезли; все чаще в кадр ставят того, кого нужно. Вот такая роль СМИ. Она очень высокая. Получается, что с точки зрения возможностей власти продвигать того или иного депутата – она запредельно высокая. С точки зрения депутата (продвигаться самостоятельно) – близка к нулю.

Ситуация может измениться в ближайшее время или это невозможно?

Может, конечно.

И почему она может измениться, какие могут быть предпосылки?

Только добрая воля властей. Никакой закон подобное не пропишет. Закон говорит о свободе информации, и в соответствии с ним любой человек может появиться на телевидении. И это должно определяться некоторой интересностью его для эфира. Так что с самим законодательством ничего делать не надо. Мы что, напишем, чтобы каждый депутат по пять минут выступал? 30 минут? Нет, это не нужно.

Дело в осознании принципов демократии, которое было 10 лет назад. Тогда существовали, например, пресс-клубы, куда приглашались различные персоны, и депутаты в том числе, их снимали для телевидения. А сейчас… Ну хорошо, вот Центральный дом журналиста, здесь периодически бывают депутаты, выступают. И что, «Первый канал», «Канал «Россия», «ТВЦ», «НТВ» приходят? В подавляющем большинстве случаев – нет. А если приходят, то сюжеты не появляются все равно, отклоняются. Неформальным цензурированием. Или формальным.

Раз мы заговорили о телевидении, вопрос такой: если сравнивать то, что действительно происходило за последние три года в социально-политической жизни страны, и то, как это освещалось на телевидении… Насколько точно отражались пиковые моменты?

На телевидении идет по пять-семь заметных новостных сюжетов в день, которые признаются достойными того, чтобы их отражать. То есть большая часть того, что «действительно происходило», остается за рамками центрального телеэкрана. И так происходит не три года, а значительно дольше, с начала 2000-х годов.

А если брать не начало 2000-х годов, а последние три года – ситуация как-то развивается, обостряется?

Нет, я вижу, что все держится примерно на одном уровне.

Число голосующих становится все меньше (Фото Matthijs Gall, Flickr.com)

Очевидный факт: число голосующих на выборах
законодательных органов власти становится все меньше,
меньше и меньше. Почему это происходит? Во-первых,
я за депутата уже не голосую: идут выборы по партийным
спискам. Во-вторых, сами партийные списки формируются
так, что побеждает «Единая Россия»
(фото: Matthijs Gall, Flickr.com)

Когда мы обсуждали с вами тему интервью, у вас прозвучала фраза о том, что сегодня имидж депутатов не существует, не работает.

Во-первых, хотел бы подчеркнуть, что лично я – ни за красных, ни за белых. Если не за «Единую Россию», то также и не за «ЛДПР», «Справедливую Россию» или Коммунистическую партию. Я – эксперт-профессионал, и всё. И говорю с этой точки зрения. Очевидный факт: число голосующих на выборах законодательных органов власти становится все меньше, меньше и меньше. Я не буду подписываться под утверждением, что фальсифицируются цифры, потому что лично не сижу наблюдателем на участках и не занимаюсь подачей документов в суд. Но по наблюдениям, по фактам, по экспертным оценкам это так. Даже декларируемое число голосующих уменьшается, а в реальности…

Почему это происходит? А зачем мне голосовать? Во-первых, я за депутата уже не голосую: идут выборы по партийным спискам. Во-вторых, сами партийные списки формируются так, что побеждает «Единая Россия». Если в регионе не побеждает «Единая Россия», то там наказывают губернатора, или мэра, и так далее. Значит, всё сформировано, большинство есть. И оно примет решение, которое будет согласовано с администрацией Президента.

Если депутат хочет выйти с какой-то инициативой – он должен ее согласовать. С кем? Со своей фракцией. А фракция, соответственно, опять с администрацией Президента. И какую роль здесь играет имидж? Депутат может формировать для себя имидж, например, любителя животных. Это возможно сделать не согласовывая ни с кем – пожалуйста. Или то, что он там спортсмен или писатель... А дальше что? А мне-то что с того? Я узнаю, что он симпатичный человек, это так называемое позиционирование-узнавание. Хорошо, известно, что такой есть депутат. А потом мне хочется позиционирования лояльности, то есть, чтобы я стал к нему лоялен, потому что он для меня что-то может сделать. А он для меня ничего не может сделать и не будет делать – это не предусмотрено. Поэтому возникает тупиковая ситуация. Зачем ему имидж? И если он нужен, то не для нас, а для властей.

В плане территориального имиджа тоже идет регулирование?

А как вы будете регулировать сверху территориальный имидж? Оказывать поддержку определенным регионам?

Это давний процесс – формирование рыночной среды региональных имиджей?

Не очень. На таком уровне как сегодня, на уровне реальной информационной конкуренции – нет. Характерные черты: вот регион приезжал 10 лет назад, выставку делал, демонстрировал свои трактора. А сейчас это уже не вопрос – на выставку привезти, чтобы смотрели. Надо, чтобы написали как надо. А чтобы это произошло, в информационное пространство запустили как надо, для этого необязательно везти трактор в Москву.

А к каким результатам может привести такая ситуация?

Только к хорошим. Россия – такая большая и разноплановая страна… Когда мы говорим об имидже, например, Польши, Франции, относительно крупных государств, то вспоминаем французский характер, польскую ментальность. А если речь о Черногории и Хорватии, то и обсуждать особо нечего – курорт и все. Это настолько крошечные государства, что смешно говорить о чем-то другом. А Россия… У нас страна – на самолете лететь 11 часов из одного конца в другой. Я участвовал в исследованиях, которые были посвящены замерам уровня свободы средств массовой информации в различных субъектах федерации. По результатам этой работы, она проводилась по одному инструментарию, пришлось выделить, около 10 категорий: в одних субъектах у нас феодальный уровень развития свободы средств массовой информации, в других – период раннего капитализма, в третьих – социализма, а в четвертых – продвинутая рыночная система. Это сосуществует одновременно. У нас постоянно идет речь о том, что нужно продвигать Россию, имидж страны… Подождите. Есть остров Сахалин, есть Камчатка, Калининградская область, а есть Рязанская. Они что, одинаковые? В каждом регионе можно найти что-то исключительное, способное привлекать других.

Из буклета Проекты ПРООН ГЭФ на Камчатке

Из буклета «Проекты ПРООН/ГЭФ на Камчатке: стратегии
вовлечения общественности и населения», подготовленного при
участии «Международного пресс-клуба. Чумиков PR и консалтинг»

То есть единый образ России создать невозможно, я правильно понимаю?

Возможно создать какие-то общепривлекательные черты: что у нас большая спокойная страна. Именно на таком уровне, глобальном. Недавно мы проводили крупный семинар по имиджу территорий, и один из выступавших показал отчасти шуточную, отчасти реальную картинку того, как американцы воспринимают мир. Была нарисована карта мира. Там, где Америка, написано – «это мы». Верхняя часть – Канада – «здесь никого нет». Ниже – Латинская Америка – «здесь для нас выращивают кофе», Шри-Ланка – «здесь террористы». Территория бывшей Югославии – «здесь бомбить», Европа – «трусы», Россия – «коммунисты». Вот на подобном уровне можно формировать имидж страны такой величины как Россия. А дальше...

На ту же Камчатку, где я очень часто бывал, корейцы, японцы едут к корякам в тундру, на побережье океана, где нет никакой инфраструктуры. Но этим людям интересно, чтобы им рыбу поймали, оленя забили, предложили попробовать свежей крови т.д. Интересна дикая природа. В Якутии есть места, где не ступала нога человека, вообще никогда. И сейчас развивается такой вид экстремального туризма, очень дорогой, связанный именно с такими путешествиями. Это очень интересно. Человек думает не о бизнескомфорте. Это стоит продвигать. А что, такое есть в Черногории, во Франции, в Хорватии? Нет и быть не может.

Возвращаясь к имиджу в политике: нужно ли нам сейчас, чтобы он работал?

Есть понятие, совершенно железное, научно структурированное уже лет 100–150, значимость которого никто еще не опровергал. Оно является ключевым по отношению к этому вопросу. Легитимность. Что бы ни происходило в политической жизни, я должен это признавать по каким-то основаниям. Причем это понятие не синонимично законности. Может быть легитимность тире законность. То есть я это признаю потому, что это законно. Но я могу это признавать и потому, что мне человек нравится. Тогда это харизматическая легитимность. Я могу признавать потому, что сегодня мне это выгодно, хотя подобное может быть даже незаконно. Тогда это будет легитимность по целесообразности. Получается, что цель формирования имиджа – достижение максимального количества уровней легитимности.

А то, что сейчас происходит, это признание действий и решений по одному главному уровню: так сказал лидер. Но мы проехали эту стадию уже, проехали царей и вождей. Или давайте признаем, что наша идея близка к монархической, что у нас легитимный лидер, а все остальное легитимно от лидера. А то получаются парадоксы: Ленин был хорошим – стал плохим, значит и советская власть сразу стала плохая. Для меня как для эксперта неприемлема такого рода игра. Пусть будет много легитимных людей. Пусть будут легитимны Государственная дума, законодательные собрания в областях. Если за них все меньше голосуют, это для меня не предмет легитимности. Мне они не интересны.

Журнал «Национальный имидж» («Корпоративная имиджелогия») №01 (06) 2009

Полностью интервью читайте в печатной версии журнала

3 Сентябрь 2009

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››