Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100
Фото El Bingle flickr.com

Имидж Республики Беларусь

Проблемы и возможности

Анатолий Акантинов

генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» (Республика Беларусь, Минск), www.center-ms.com, www.imagebelarus.by

 

Имидж Беларуси состоит из множества составляющих исторического наследия, спортивных достижений, экспортной составляющей, политических действий, ментальности нации. Имидж страны – сложный симбиоз: это сумма множества переменных. Очень важно как население воспринимает имидж своей страны, ведь именно благодаря этому страна начинает позиционироваться. Но, к сожалению, образ Беларуси носит больше стихийный характер и слабо поддается управлению, т.к. отсутствует четкое позиционирование страны.

В интернет-опросе на ведущем портале в ноябре 2010 года белорусы высказались, что имидж страны включает в себя природу (так думают 27% из 9529 опрошенных), мнение внешнего мира (19%), граждан страны (9%). Белорусы в большинстве своем считают, что Беларусь – это транзитная страна (51% из 4538 участников опроса), потом – интеллектуальная (33%) и туристическая (10%) страна. Это то, как осознают сегодня себя жители страны, но какой воспринимают Беларусь за ее пределами – сказать сложно. Можно только предполагать, что это страна картофеля, молока, трактора «Беларусь», Беловежской пущи и т.д.

Вот как характеризуют страну некоторые зарубежные эксперты:

Говорит Сеппо Райнисто, генеральный директор компании Meritleader (Финляндия), признанный авторитет в территориальном маркетинге и брендинге, советник по вопросам территориального брендинга во многих городах, регионах и общинах, автор статей и книг: «В общем, большинство людей не интересуются активными поисками информации о зарубежных странах. Для меня имидж Беларуси очень слаб и связан с <...> СССР, <...> спортом, Лукашенко и выборами! [Имидж этой страны включает также такие характеристики, как] слабая демократия, проблемы с правами человека, смертная казнь (единственная страна в Европе), газовая война с Россией, провалившиеся пилотные программы с Евросоюзом. [Беларусь имеет] неясный бренд-профиль. Не понятно, в чем зацепка – где основная особенность (индивидуальность)? Почему я никогда не рассматривал Беларусь, как место для туризма?»

Майки Айтель, владелица компании IdentityLab, читает лекции по бренд-менеджменту и моделям построения индивидуальности, одна из основателей ассоциации Place Branding & Public Diplomacy, автор множества статей. Вот как, по ее оценке, смотрится Беларусь:
- географически находится близко (от Берлина – прим. автора), но ассоциируется с чем-то далеким и неизвестным,
- авторитарное правление / нелиберальная демократия,
- жертва германской агрессии / смелое и активное движение сопротивления,
- близко расположена к России / русская культура, но в чем-то отличная от нее,
- страдает (находится под воздействием) от чернобыльской катастрофы,
- обширные территории, покрытые болотами (Полесье??? – прим. автора),
- старые (б/у) автомобили / производство тракторов (МТЗ в Минске??? – прим. автора).

В такой ситуации, когда отсутствует позиционирование страны, построение имиджа более эффективно и безопасно, если он будет создаваться поэлементно. Имидж городов, имидж событий, имидж экспорта, политический имидж и т.д.

Одним из важных составляющих имиджа страны является восприятие внешним миром экспортной продукции страны. Многие белорусские товары уже имеют позиции сформировавшихся брендов: корсетное белье «Милавица», газовые плиты «Гефест», молочная продукция «Савушкин продукт», автомобиль МАЗ, трактор «Беларусь». В России можно услышать такие уже прижившиеся понятия как «белорусская мебель», «белорусская косметика», «белорусский трикотаж», «белорусская обувь». Например, по статистике поисковой системы Yandex.ru за 2010 год слово «белорусское» искали 5 952 415 раз, преимущественно в России и странах СНГ. Из товарных групп самыми популярными стали сочетания «белорусская мебель» (198 976 раз) и «белорусский трикотаж» (173 223 раза). Это говорит о том, что стихийно созданный бренд «белорусское» существует. Он требует своей доработки, шлифовки и продвижения. Здесь важна роль отраслевых или региональных объединений, ассоциаций, которые должны взять на себя роль выбора позиционирования и продвижения своих отраслей и кластеров.

Еще одним элементом имиджа страны является природный ресурс Беларуси. Этот ресурс страна пытается реализовать через санаторный отдых и создание системы сельского туризма. На сегодняшний день в республике насчитывается около 1200 усадеб, больше всего в Витебской области – около 350, второй по количеству усадеб идет Минская область – около 250. Выручка в 2010 году составила около 10 млрд. белорусских рублей. К 2015 году ожидается увеличение до 3000 усадеб, а выручки в 3,5 раза.

Учитывая транзитное месторасположение Беларуси можно эффективно использовать и эту составляющую имиджа страны. Когда речь идет о ТРАНЗИТНОМ потенциале, это не значит, что имеется ввиду только транспортная составляющая. Здесь следует рассматривать преимущества намного шире. Это место, где выгодно создавать производства, так как экономятся ресурсы на логистику, это территория мероприятий, т.е. международных событий, это территория, где создаются высокоинтеллектуальные разработки, используя человеческий потенциал и т.д. Одним словом, все отрасли, которые находятся в республике, следует рассматривать с точки зрения ТРАНЗИТНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Беларусь находится в поисках своего позиционирования, в этом процессе уже проявляет активность администрация президента Республики Беларусь. Многие министерства и областные органы государственного управления также начинают задумываться об имидже своей отрасли или региона. Процесс находится только на этапе осознания, что это необходимо. Но пока, к сожалению, нет анализа ситуации и существующего имиджа, определения позиционирования и цели, и, естественно, инструментов реализации. А работать есть над чем!

© www.ci-journal.ru
(фото: El Bingle, flickr.com)

4 Октябрь 2011

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››