Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100
Александр Куланов

Японский бум

Имидж страны и перспективы его развития

Александр Куланов

журналист, руководитель Центра восточных исследований АИМ,
член Ассоциации японоведов

 

История российско-японских отношений омрачена многочисленными военными конфликтами. В большинстве из них видимая победа оставалась за Россией. При этом почти всегда мировое общественное мнение оказывалось на стороне Японии. Устраивающее обе стороны решение остающихся межгосударственных проблем, прежде всего, территориальной, практически исключено также во многом из-за негативно настроенного по отношению к России общественного мнения Японии.

Одновременно в самой России Японии удалось добиться небывалого успеха в создании позитивного имиджа своей страны исключительно малыми средствами. В результате почти двухсотлетних имиджевых войн между Россией и Японией оказалось, что мы обладаем наибольшей площадью территории, на которую когда-либо претендовала Страна солнечного корня, но при этом вся наша повседневная жизнь буквально пропитана Японией. Мы смотрим телевизоры японского производства, ездим на японских автомобилях в японские рестораны, читаем японскую литературу, следуем японской моде, наши дети смотрят японские мультфильмы и даже пиво «Клинское. Самурай» разливают на пивзаводе, расположенном на улице Героев Хасана. Феномен такого успешного имиджмейкинга, феномен так называемого «японского бума», безусловно, достоин хотя бы краткого рассмотрения.

Начать его следует с определения, что такое «бум». Словари трактуют это понятие как «шумиху, сенсацию, ажиотаж вокруг какого-то события или явления». Понятно, что при такой трактовке бум не может быть долгим, что важно. Нельзя говорить, что он начался в советское время и продолжается до сих пор. Бум скоротечен, а если корни его столь глубоки, мы может говорить о наличии устойчивого интереса к Японии в нашей стране, что существенно.

Для специалистов не является откровением то, что популярность Японии в России, рост позитивной составляющей ее имиджа – дело минувших лет, завершившееся в 2003-2004 гг. фестивалем японской культуры в Российской Федерации. Именно в тот период – 1999-2004 гг. – и наблюдался у нас тот самый «японский бум», то есть сенсационная сумятица, шумиха вокруг популярности японской культуры, о котором говорили в октябре 2007 года в ИТАР-ТАСС на конференции с одноименным названием. Бум не может быть долгим, многолетним, и, по убеждению автора, он закончился не только в Москве, но и в регионах России, которые он застиг чуть позже, чем столицу. Чтобы убедиться в этом, стоит внимательно оглядеться вокруг и обратиться к несложному анализу.

Основные характеристики современного имиджа Японии в России

Что касается научного инструментария, с помощью которого можно охарактеризовать и оценить увлечение россиян Японией, то, отсутствовавший еще 3-4 года назад, сегодня он уже полностью разработан. Исследования на эту тему проводятся социологическими центрами и отдельными учеными регулярно, и даже эта регулярность может помочь разобраться во всплесках и спадах того самого бума. Об истории имиджевых взаимоотношений России и Японии написаны книги и научные статьи, создано отдельное направление в науке – имиджелогия, изучающая, в том числе в рамках политической имиджелогии, механизмы создания и развития имиджей государств.

Имидж Японии в нашей стране пропитан такими стереотипами, как, например: «японец» – самурай или бизнесмен, «японка» – гейша или автомобиль с правым рулем, «Япония» – Страна восходящего солнца или Страна экономического чуда. На более глубоком уровне существующий сегодня в нашей стране имидж Японии характеризуется набором большого числа многослойных и противоречивых компонент и формируется одновременно как снаружи страной-модератором, так и изнутри – народом-потребителем…

Продолжение статьи – в полной версии журнала

1 Март 2008

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››