Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100
Вячеслав Зайцев

Вячеслав Зайцев

«Мое искусство не принадлежит банкам»

Виталий Белобрагин

Лидия Макаренкова

 

Имя Вячеслава Зайцева вот уже более сорока лет связано с миром моды. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство среди российских кутюрье. Он добился таких успехов во многом благодаря статусу одного из первопроходцев советской, а затем и российской, моды, которая не имела, в отличие от Запада, своей индустрии и долго не воспринимала даже понятия «дизайн моды». А мощь таланта и весомость творческого вклада позволили ему занять в мировом искусстве свое собственное место художника и творческой Личности. Вячеслав Михайлович Зайцев покоряет и своей чуткостью к людям, и человеческой простотой в общении.

Корпоративная имиджелогия: Вячеслав Михайлович, 2008 год стал для вас юбилейным, а любой юбилей – это период подведения итогов, переосмысления прожитого…

Вячеслав Зайцев: Это период особенной напряженности, ведь огромное количество людей проявило желание прикоснуться к моему празднику, познакомиться с материалами юбилейного шоу, которое я сделал специально в качестве подарка моим коллегам, моим единомышленникам. Год был очень интересным и насыщенным программами не только на территории России, но и Франции, Индии, Китая… Спустя двадцать лет я вновь появился в Париже: моя коллекция была показана в Театре Пьера Кардена, куда пригласили важнейших персон… В личном разговоре они поблагодарили меня за показ и отметили, что коллекция необычайно ясная, очень цельная и выразительная, что она создана с огромной любовью к России. Была и высокая оценка Кардена, его коллег, они высказали мне самые добрые слова. В этом году прошла также масса встреч, интервью, связанных с юбилеем… Для меня самое главное то, что 2008 год оказался очень удачным, он стал апофеозом русской темы в моей коллекции, первые идеи которой появились ещё в 1963 году: тема телогреек, павловопосадских платков… И я считаю, что эта тема получила идеальное воплощение в новой коллекции.

 Многое вы делаете полностью сами, но ведь без сплоченной команды такой путь проделать было бы невозможно. Судя по теплым отношениям с вашими сотрудниками, которые видны практически невооруженным глазом, вы собираете свою команду из своих друзей, из близких?

Не совсем, скорее, из близких людей по духу. Многие к нам приходят и практически сразу уходят, здесь появлялись разные люди, и среди них были те, которые просто не смогли состояться. Очень многие… очень многие ушли, к тому же, зарплаты не особенно большие. У нас принцип простой: кто может заработать, тот и зарабатывает.

Что это за система?

Сдельная оплата. То есть, сколько ты сделал – столько получил.

Повременной принцип. И результаты уже очевидны. Особенно если проследить, кто как работает… Кто получает 20 тысяч в месяц, а кто 40 тысяч. Понимаете? Например, моя зарплата, условно говоря, 30 тысяч, 28 – у администрации, а инструктора и мастера получают у нас по 40-45 тысяч. Гораздо больше директора. Хотя, казалось бы, моих обязанностей гораздо больше, да и возможность получать огромную зарплату есть, но я не могу себе этого позволить, ведь не хочу отрываться от остальных. Я такой же обычный, такой же как все. Мы все равные. Я директор, но все равно мы работаем на равных…

Какое свое качество вы считаете наиболее ценным и нужным для успешности своих проектов?

Я считаю, моя основная заслуга в том, что я порядочный человек, люблю людей. И главное, не ворую. Наоборот, все тащу в свой Дом. Как мышка, верно? Все мои поездки обычно заканчиваются тем, что я привожу ткани, фурнитуру, аксессуары, дополнения – все тащу сам, ведь у Дома для этого нет возможностей.

Я зарабатываю достаточно хорошо, у меня есть возможность получить деньги и в Париже и в России параллельно… Я креативный директор фирмы «Ривелс», занимаюсь мужской модой, мой парфюм «Маруся» тоже дает достаточно хорошую прибавку к зарплате. В течение 13 лет я практически независимый человек.

Но денег у меня нет, потому что все я вкладываю сюда, – это мой Дом. Я же из Дома вообще ничего не беру, ведь бюджет очень ограничен: мода – неприбыльное дело.

 Значит, заниматься модой в России неприбыльно?

Нет, абсолютно. Мы же не делаем «прет-а-порте», а занимаемся только «от кутюр», авторскими моделями для наших клиентов, и только.

Мы создаем коллекции. А для коллекции требуется много вложений – многозатратное производство. Почти все «модные» дома существуют потому, что куплены крупными банками: и Диор, и Сен-Лоран, и Лакруа, и все прочие... Все, кроме Кардена. Самостоятельны Карден, и, возможно, Армани… А все остальные «сидят» на бюджете, их искусство принадлежит банкам. Мое же – нет.

Ваш Дом существует уже более 25 лет, какие корпоративные традиции успели сложиться?

У нас под Новый год всегда готовится спектакль коллективом экспериментального цеха. Они выбирают какую-нибудь сказку… У нас просто нет возможности проводить шикарные корпоративные вечеринки. Так что все делаем сами, своими руками: печем пироги, готовим салаты, накрываем стол – все по-домашнему. Эта домашняя атмосфера очень важна сейчас, когда мир стал таким холодным, агрессивным. А у нас царит атмосфера теплоты и добра! Под Старый Новый год для близких традиционно проводится показ коллекций: анонсируются новые и демонстрируются коллекции разных лет. Еще одна традиция – на выпуск слушателей нашей Лаборатории обязательно приходят выпускники разных лет, получается настоящая встреча выпускников.

 Скажите, в чем отличие работы за рубежом и в России?

Я могу привести пример «Л’Ореаль». Эта фирма пригласила меня сотрудничать в конце 80-х, в 1988 году. Они меня позвали, оценив коллекцию на одном из показов, прислали в Россию журналистов, которые внимательно изучили мой стиль, мое творчество. Потом предложили создать линию парфюма «Маруся», и в течение двух лет мы работали над запахом, над оформлением упаковки, и так далее. В январе 92-го года эту коллекцию представили в Париже. Построили около моста Александра III роскошный замок на 500 человек, на Сене был пущен корабль с иллюминацией «Маруся» – это сталопотрясающим зрелищем. Фирма «Л’Ореаль» вложила очень большие деньги в наш проект. Называлась линия «Maroussia» – игра со словосочетанием «Моя Русь», кроме того, я использовал имя моей мамы. А теперь еще и внучка родилась Маруся. Так что все оказалось кстати. Так вот, первый же год продаж парфюма был очень позитивен для нас: оборот около 2 миллионов флаконов.

Я получил большой гонорар, и, естественно, был потрясен. У меня в жизни столько денег не было. Конечно, начал их тратить, всем дарить что-то. Тогда мне посоветовали построить для себя усадьбу или дом-музей. И я начал. Семь лет строил, вложил хорошие деньги. Теперь у меня есть своя огромная усадьба. Никогда в жизни об этом даже не мечтал. В Советском Союзе я ведь никогда ничего не имел, кроме однокомнатной квартиры с раскладушкой.

Вячеслав Михайлович, как вам удается сочетать успешное руководство Домом Моды со своей творческой самореализацией?

Сложно ответить на этот вопрос однозначно, поскольку для меня сама должность руководителя совершенно неприемлема. Я стал руководителем случайно, необходимо было спасать положение. В Доме Моды сложилась невероятно сложная, катастрофическая ситуация. Прежде всего, с финансовым положением: Дом был на грани банкротства, руководство воровало деньги, не осталось вообще ничего. Это был 88-й год, «совковый период», обстановка накалялась. И усложнялись человеческие отношения, свобода практически отсутствовала. Руководство стало настолько авторитарным, что не позволяло сделать ни шагу. И в такой обстановке у коллектива появилась возможность самостоятельно выбрать руководителя. Нас было тогда 536 человек, устроили большое собрание, на котором 440 голосов отдали за меня. Внезапно в один день я стал директором. Совершенно неожиданно, потому что изначально я художник.

Лидия Александровна Соколова-Сербская,
художник-модельер, доктор исторических наук,
академик Академии имиджелогии:

С Вячеславом Зайцевым, которого я хорошо знаю вот уже 43 года, у нас не только личностное, но и очень творческое общение. Я читала лекции в его Лаборатории моды, весной присутствовала на вручении ему награды Академии имиджелогии.

И он по праву заслужил эту награду! О творчестве Зайцева можно защитить несколько докторских диссертаций. О нем писала Мария Николаевна Мерцалова, наш самый известный историк костюма, в своей книге «Поэзии моды». Имя Зайцева вошло в мой учебник. Он действительно мэтр отечественной моды. Ведь когда никто не знал ни Юдашкина, ни Ольгу Деффи, ни Грекова, все уже знали Зайцева.

История Славы уникальна: он приехал из маленького города Иванова, его отец в свое время пострадал от культа личности Сталина, матери приходилось много и тяжело работать. И его история успеха подтверждает: это действительно гениальный самородок, который сам добился всего.

Я его знала, когда он был еще не особенно знаменит. И уже тогда не заметить такую харизму было невозможно. Я помню, например, когда он в первый раз, в 66-м году, пришел в Центральный Дом Литераторов, у всех был шок. Одеть ярко-оранжевый пиджак из вельвета - такого новаторства в то время никто не мог себе позволить! А сейчас он является ведущим невероятно популярной передачи «Модный приговор», и я хочу отметить его безукоризненный вкус и элегантность. Он эталон, лицо российской моды, ведь «Первый канал» смотрят по всему миру.

2-го марта ему исполнится 71 год, а Вячеслав продолжает продуктивно работать. И он никак не выглядит на свой возраст, Слава полон творческих сил. Он делает уникальные коллекции, создает отличную живопись, руководит Лабораторией моды, написал несколько книг, например, «Такая изменчивая мода». Он председатель жюри большого количества конкурсов: «Русский силуэт» Татьяны Михалковой, «Экзерсис», «Конкурс имени Надежды Ламоновой»… И не только это успевает! Недавно летал на день рождения к Пьеру Кардену со своей коллекцией в Францию - они тепло дружат.

Зайцев - профессионал высшей категории. 43 года я наблюдаю за его творчеством. И за эти 43 года, я вам скажу, он ни разу не показал ни одной плохой коллекции.

И что же вы делали? Как работали?

Вначале даже внешний вид Дома был пугающим. Раньше у нас все было в камне жуткого серого цвета, будто в бане. Прямо в салоне для посетителей висели обычные тряпки вместо дверей. Я все усовершенствовал по особому дизайну в 1996 году. И салон стал совершенно уникальным помещением. С тех пор сюда приезжала и приезжает масса людей со всего мира, чтобы увидеть все это. Прошла целая серия публикаций в самых престижных мировых изданиях.

Идея оформления салона для приема заказов у клиентов возникла совершенно неожиданно, поскольку это место – контактная зона, именно сюда приходит самое большое количество людей из совершенно разных сфер, и мне хотелось вернуть им детство, детство с игрушками: ведь как у детей есть игрушки, так у взрослых есть мода. Здесь появляется ощущение радости бытия за счет цвета. Мы создаем атмосферу напряженного созерцания красоты. В оформлении присутствуют все основные тона русского костюма: зеленый, красный, желтый, синий; они же цвета природы: зелень, радуга, небо и солнце. Девочки, которые работают у меня, могут подтвердить, что испытывают здесь какое-то удивительное ощущение радости и умиротворения. Казалось бы, невероятное многоцветие, но все гармонично.

Скажите, какую роль играет модельер в формировании имиджа личности?

Основную, безусловно.

Вы нашли свое место в мире моды?

Нашел, и по сей день счастлив от этого открытия.

Вячеслав Михайлович, в 2008 году Академия имиджелогии вручила вам медаль «За безупречный имидж», а как вам удается поддерживать столь высокий, безупречный имидж?

Это все благодаря любви Божьей, ведь моя жизнедеятельность довольно сложная, а мне необходимо всегда поддерживать тот образ, который выработался с годами. Я очень требовательный к себе человек. Я не имею права находиться в плохой форме, в «мятом» виде, это не позволительно художнику! Настоящий художник должен быть всегда хорошо причесан, хорошо одет, приятно пахнуть. Он должен оставаться человеком, прикасаясь к которому женщина могла бы чувствовать, что рядом с ней не только отличный профессионал, но и классный мужик!

Журнал «Корпоративная имиджелогия» №04 (05) 2008
Фото: Игорь Кублин

4 Апрель 2009

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››