Сергей Горин
главный редактор журнала «Экономика и предпринимательство»,
доцент кафедры финансов Московского банковского института,
кандидат экономических наук
В статье показана связь имиджа и репутации. Обосновывается необходимость разработки единого теоретического подхода к деловой репутации, и рассматриваются теоретические основы репутациологии как новой отрасли научного знания. Дается разграничение понятий «имиджелогия», «public relations», «репутационный менеджмент» и «репутациология». Показано теоретическое и практическое значение репутациологии.
Отечественной школой имиджелогии понятие «деловая репутация организации» обоснованно включается в понятие «имидж организации». Имидж – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре; именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. В.М. Шепель дает следующую, вполне точную, структуру имиджа: «имидж организации определяется совокупностью характеристик, дающих представление о ее деятельности. Существуют базовые характеристики, присущие любому типу организаций и предприятий и интерпретируемые в зависимости от их специфики. Для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит организации позитивный имидж… Бизнес-имидж как характеристика деловой активности организации, включающая деловую репутацию, конкурентоспособность, инновационный потенциал, стабильность, надежность для потребителей и партнеров» 1. Р. Ли также включает понятие репутация в имидж; он указывает: «…главным в понятии «имидж» для меня является репутация. Поэтому, говоря «имидж», я подразумеваю деловую и человеческую характеристику каждого из нас. Заработать добрую репутацию, имидж весьма непросто, и процесс этот может затянуться на годы» 2. Вообще, с позиции корпоративной имиджелогии, «корпоративный имидж – это имидж организации в целом, объединяющий ее престиж, репутацию, успехи и стабильность» 3.
среди близких по смыслу понятий 4 |
1 Март 2008