Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100
Антон Калабин

Харизматический лидер и компания

Как обойтись без «кнута и пряника»

Антон Калабин

советник по стратегическому менеджменту, бизнесмен-практик

 

От лидера зависит многое. Именно лидер во многом определяет успешность или неуспешность компании, его имидж оказывает довольно заметное влияние на имидж всего предприятия. Насколько проще руководить компанией харизматику, и чем вообще полезен харизматический лидер мы попросили рассказать Антона Калабина, советника по стратегическому менеджменту, бизнесмена-практика.

Корпоративная имиджелогия: Довольно часто в описании харизматического лидера встречаются такие противоположные характеристики, как: брутальность и духовность, эмоциональность и интеллект, молодость и опыт. Кто же такой харизматический лидер? Какими качествами он должен обладать?

Антон Калабин: Термином «Харизматический лидер» пользуются очень многие, но большинство не разбираются в данном вопросе и никогда не изучали его глубоко. В результате каждый приносит в это слово свой смысл, добавляет что-то свое. Если говорить о бизнес-сообществе, то расхождений меньше. Здесь уже сложилось общее представление о харизматическом лидере. Приведу определения: харизма – это потенциальная способность человека управлять окружающими людьми без «кнута и пряника» (вопрос «Как?» – отдельный предмет изучения). Поэтому харизматический лидер – это человек, который способен управлять людьми без наказания и материальных поощрений.

Чем же плох «кнут и пряник»?

Сейчас потребности людей стали намного богаче и шире – управлять ими только «кнутом и пряником» уже не получается. В основном это, конечно, касается высококвалифицированных специалистов, топ-менеджмента. Чтобы ими управлять, и нужны способности, которые мы называем харизмой.

Этот вопрос я изучаю уже больше десяти лет. За это время была проведена определенная научная работа и выделены основные признаки харизматического лидера. Так вот: такой параметр, как молодость не является харизматическим признаком. Харизматический лидер – это человек, в котором люди видят способность выполнять четыре главные функции: добывать, защищать, распределять и направлять. Молодому человеку вряд ли поверят, так как на бессознательном уровне люди будут считать, что у него недостаточно опыта (даже если он есть). Значит, он не сможет как следует защитить, вряд ли сумеет добыть для компании достаточное количество ресурсов и справедливо их распределить, а также молодость заставляет сомневаться, что человек сможет задать компании правильное направление. При этом старый человек, хотя он и обладает большим количеством опыта, тоже вряд ли будет вызывать такого рода доверие. У него другие интерес: он скорее настроен не на достижение, а на личное спокойствие.

Харизматический лидер – это человек, в котором люди видят способность выполнять четыре главные функции: добывать, защищать, распределять и направлять

Поэтому средний или зрелый возраст – идеален для харизматического лидера. Если продолжить тему внешних признаков, то харизматику присущи физическое здоровье, высокий рост, низкий голос. Также традиционно считается, что с главными функциями лидера лучше справляется мужчина. И этот штамп коллективного сознания необходимо учитывать. Это не значит, что женщина не сможет быть харизматическим лидером. Просто ей придется приложить больше усилий, чтобы доказать обществу, что она способна выполнять главные функции лидера.

Если говорить о поведении, то для харизматического лидера важны такие качества, как независимость, самостоятельность суждений, решительность, надежность, открытость и прямота. К перечисленным качествам можно еще добавить спокойствие, умение слушать и слышать собеседника.

И что же тогда делать, если ты молодая девушка? Можно ли вообще стать харизматическим лидером? Или в основе врожденные качества?

Любые присущие человеку качества можно нивелировать и подгонять под харизматические. Я уверен, что стать харизматическим лидером можно – все дело в усилиях, которые придется приложить. Харизма – это сумма многих умений, которые можно и нужно развивать. Среди них: профессиональные компетенции, психологические, социальные и коммуникативные навыки, умение выглядеть, вести себя и говорить как лидер.

Например, добиться имиджа «человека зрелого возраста» можно с помощью стрижки и одежды. Эти же средства помогут повлиять и на половую принадлежность – брючный костюм и короткая стрижка. Стоит заметить, что у большинства женщин-лидеров именно такая прическа: Ангела Меркель, Ирина Хакамада и т.д. А умения нужно просто тренировать. Например, коммуникационные навыки: здесь необходимо учиться проводить переговоры и выступать публично.

Лидерство и харизма – насколько это разные понятия?

Харизма – это свойство, то есть потенциальная способность человека. Лидерство – это непосредственное осуществление харизмы, претворение ее в жизнь.

Продолжение интервью читайте в полной версии журнала

21 Июль 2008

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››