Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100
Лучшие города для бизнеса - рейтинг Forbes

«Лучшие города для бизнеса»

Насколько удалось Forbes оценить удобство российских городов

Александр Панкрухин

профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, вице-президент Академии имиджелогии, научный руководитель Гильдии маркетологов, доктор экономических наук

 

В июньском номере журнала Forbes опубликован рейтинг самых лучших для бизнеса городов России. Из рейтинга были исключены Москва и Санкт-Петербург как города, находящиеся вне конкуренции. Также не вошли города республик Северного Кавказа как все еще нестабильного региона.

Прокомментировать этот рейтинг мы попросили Александра Панкрухина, специалиста по маркетингу территорий, профессора РАГС.

Об опросе как таковом

Опрос был проведен среди и для владельцев и топ-менеджеров компаний с разветвленной филиальной сетью в регионах.

Понятно, что это – далеко не весь бизнес.

Понятно, что объединение в одну группу двух категорий лиц, имеющих отношение к бизнесу – владельцев и управленцев, – хотя и отражает специфику бизнеса в России, однако не очень перспективно. Мир-то идет ко все большему разделению этих двух ролей, да и мы уже начали воспринимать эту тенденцию и отвечать ей. К тому же есть резон рассмотреть запросы еще одной целевой аудитории – инвесторов.

Дональду Трампу, как носителю и собственнику зонтичного фамильного бренда, когда поступают предложения использовать бренд Trump для нового проекта, важен вообще не город, а стоимость проекта – ведь он забирает себе до 25% именно от нее. Владельцу важна величина и динамика рыночной капитализации компании, причем не столько в целях получения большей прибыли, сколько для выгод будущей продажи бизнеса. Менеджер ценит уровень свободы в принятии решений, масштабы располагаемых ресурсов; капитализация, конечно, тоже будет важна, но особенно хорошо она мотивирует, если действует система опционов – отсроченной покупки акций управляемой ими компании по уже зафиксированной цене. Согласитесь, что в таком случае многие из измеряемых Forbes показателей выступают как правильные, но вторичные. А вот открытость, транспарентность, понятность, прогнозируемость – важна и правда всем лицам, принимающим решения.

И еще: вот бы узнать, сколько кого опрошено, насколько представительна выборка, – в общем, можно ли данную работу назвать исследованием.

Об интегральных рейтингах

Лично я не очень уважаю интегральные рейтинги, поскольку еще не видел интегральных потребителей. Но должен согласиться – это реальный, просчитываемый инструмент позиционирования бизнеса. Другое дело, что мне больше импонируют радарные модели измерений привлекательности городов для бизнеса по 6-8 группам параметров. Выбирая из этих групп, реальные потребители удобства городов, формируют собственные двух- или трех- (больше – редко) -мерные карты позиционирования себя среди конкурентов в том или ином городе. А позиционирование нужно осуществлять не только в сегодняшнем дне, но и в будущем – хотя бы через три-пять лет: тогда сравнительно легко выстроить и продемонстрировать стратегию. Аналогичную работу надо проводить и самим городам.

Кстати, известная исследовательская компания «ГфК Русь» несколько лет назад уже оценивала притягательность семи столиц федеральных округов России, правда – не для бизнеса, а для жителей России, в т.ч. городских и сельских (исследование А. Шанкиной). Что оказалось: два города – явные лидеры по притягательности и их оценочные радары почти «сливаются в едином экстазе»; понятно, что это Москва и Санкт-Петербург. А вот пять других столиц округов образовали иной «монолит» и практически неотличимы друг от друга в сознании самих россиян. Лица не общее выражение, как тебя достичь и правильно предъявить?

Получилось – без выводов, а потому – и без обоснований: нечего обосновывать

О конкретных показателях от Forbes

Наличие льгот волнует далеко не всех инвесторов. Многие, как сейчас, например, в районе Сочи, жаждут другого – уравнивания иностранцев в правах с местными конкурентами (например, по возможностям выхода на первую (собственно приморскую) линию отелей. Но наши профсоюзы до сих пор удерживают свою собственность от «поползновений» иностранцев. Да и вообще мы-то хотели бы своих поддержать…

Что касается активности инвесторов в регионе, даже крупный международный инвестор часто воспринимается как пример для подражания. Ну, объявила ВР о крупных вложениях в сахалинские нефтепроекты, а как отреагировал на это мировой фондовый рынок? Да снижением котировок акций именно ВР: ошиблись, мол, ребята по-крупному. И, в общем-то, как показали дальнейшие события, правильно отреагировал рынок. А вот если бы те же потенциальные зарубежные инвесторы узнали, что Вася Пупкин, с трудом спрятавший свои первичные накопления в офшорных зонах, начал обратное движение денег в российские проекты, то его чутью иностранцы поверили бы гораздо больше, чем всем рейтинговым агентствам!

А уж такой показатель, как уровень образованности населения (и по сей день наша национальная гордость) вообще может не быть востребованным. Хорошо, если инвестор – сторонник инноваций для всех своих рынков! А если он уготовил российским городам участь зон массового копирования, сборки, дублирования давно отработанной стратегии или в принципе сугубо тактических действий, то высокий уровень образования местных работников может оказаться попросту лишним.

От редакции:

Оценивались 14 показателей социально-экономического развития, объединенных в 4 группы: деловой климат, социальные характеристики, инфраструктура, комфортность (с точки зрения бизнеса). Все показатели имели свой собственный вес при подсчете итогового балла. Наибольший вес, как сообщает Forbes, имели характеристики делового климата, а личный комфорт имел наименьший вес.

При оценке учитывались данные официальных структур (таких как Росстат), органов власти разного уровня и материалы консалтинговых компаний.

Всего было оценено 85 российских городов с населением более 200 тысяч жителей. В итоговом рэнкинге в топ-10 вошли: Краснодар, Калининград, Казань, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Хабаровск, Воронеж, Рязань.

В конце списка расположились Курган, Бийск, Орск, Братск, Кострома (начиная с последнего, 85-го, места).

Краснодар оказался практически вне конкуренции, получив два первых и два вторых места по группам показателей. Кстати, это чуть ли не единственный город, устойчиво занимающий определенную позицию по всем группам. Огромную неровность показателей, характерную для подавляющего большинства городов, можно наглядно продемонстрировать на примере Смоленска (63-е место в общем зачете). Он занимает 8-е место по инфраструктуре, 34-е – по социальным характеристикам, 68-е – по комфортности ведения бизнеса и 80-е – по деловому климату.

Лидерами в группе «деловой климат» оказались Калининград, Краснодар, Тольятти, Ангарск, Самара. Отстающими признали Курган, Брянск, Пенза.

В группе «инфраструктура» победили Краснодар, Воронеж, Саратов, Оренбург, Астрахань. Отстали по этим позициям Бийск, Норильск, Шахты.

Лидирующие места в группе «социальные характеристики» заняли Краснодар, Ставрополь, Минеральные Воды, Томск, Якутск. На последних местах обосновались Орск, Прокопьевск, Нижний Тагил.

В последней группе, названной «комфорт», в лидеры вышли Ярославль, Краснодар, Калининград, Казань, Самара. Отстающими в этой группе оказались Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Ангарск.

Об используемых иллюстрациях

Как-то увидел я спичечный коробок с надписью-слоганом: «Череповец – порт пяти морей». Круто, конечно, и сгодится как российский вариант «уникального торгового предложения». Хотя с таким же успехом его можно назвать и портом всех океанов, и даже межгалактических союзов. Врать – плохо, и для имиджа тоже, не говоря уже о бренде и брендовых премиях! Но некоторая частная «правда» меня удивляет еще больше. Никак не могу понять, зачем этот город, 18-й в рейтинг-листе по «удобству для бизнеса», проиллюстрирован в Forbes попыткой грабежа полупьяным «мужичком» водочного прилавка. Неустроенные и потому малоответственные люди есть в каждом обществе. Но социум характеризуется не фактами их наличия, а работой с ними! Впрочем, с ним-то как раз и «поработали» охранники – привычно, увесисто и возможно даже беззлобно, что особенно пугает.

И о соотношении групп показателей

Уже из анализа первых двух строк в рейтинг-листе, представляющих Краснодар и Калининград, становится ясно, что показатели инфраструктуры и социальные характеристики радикально различные по оценкам этих двух городов, оказались явно не важны на фоне делового климата и комфортности ведения бизнеса. Вот только не могу понять, какой такой может быть деловой климат без инфраструктуры, и какая комфортность, безопасность бизнеса при плохих социальных характеристиках.

Опять вспоминается неудачливый полупьяный грабитель, отлупленный охранниками! Тесно ему в таком рейтинге!

Впрочем, журналисты Forbes, вполне возможно, хотели как лучше… Рейтинг, между прочим, вышел не хуже, хотя и не лучше многих, тем более, что всего-то из 15 показателей, – очень даже экономично. Но главное – в другом. Получилось – без выводов. А потому – и без обоснований: нечего обосновывать. Вот и потянуло сразу на критику.

Журнал «Корпоративная имиджелогия» №03 (04) 2008

21 Июль 2008

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››