Людмила Цой
директор филиала БГУЭП в г. Якутске, член общественной комиссии по имиджевой политике Республики Саха (Якутия) при Администрации Президента Республики Саха, кандидат филологических наук
Сегодня задача формирования имиджа региона становится все более насущной. Она нова как для страны в целом, так и для нашего региона в частности. Выбор нового политического образа региона станет важнейшим выбором, совершаемым властью. Этот выбор во многом может предрешить будущее республики на несколько десятилетий вперед. От того, насколько верно удастся определить новый имидж РС (Я), будет зависеть не только экономический, но и морально-политический климат вокруг республики. Общественная комиссия по формированию имиджа Республики Саха (Якутия), созданная указом вице-президента РС (Я) в 2004 году по распоряжению Президента Республики, за истекший период организовала несколько имиджевых мероприятий, многое еще предстоит сделать. В настоящее время комиссия разрабатывает концепцию формирования бренда и продвижения имиджа РС (Я), разрабатывает нормативно-правовую базу, закрепляющую основные ее положения, а также определяет подходы к формированию нового конкурентоспособного образа Якутии.
Что же может стать основой нового имиджа региона? Как конструировать перспективный образ республики? Например, подчеркнуть наличие в республике политической стабильности? Ее отсутствие всегда было одним из главных барьеров на пути инвестиций в Россию. В Якутии такая стабильность реально достижима. «У любой популярной местности или страны имеется устойчивый ментальный образ. При слове «Италия» в воображении возникают Колизей, собор св. Петра, скульптуры Микеланджело и картины Рафаэля. Скажите «Англия», и люди представят себе пышные церемонии, Биг Бен и Тауэр. «Франция» ассоциируется с изысканными ресторанами, Эйфелевой башней и ослепительной Ривьерой. При упоминании «Амстердама» мы вспоминаем о тюльпанах, Рембрандте, и удивительных каналах. Человеческое сознание воспринимает города и страны как изображения на почтовых открытках» (Эл Райе, Джек Траут).
Именно на преодолении сложившегося состояния и должна строиться согласованная работа по разработке новых региональных брендов, в которой равно заинтересованы и власть, и бизнесмены, и население. Это начинает реализовываться в виде создания единой региональной системы формирования, разработки, продвижения, институализации брендов.
Причем поддерживать и развивать необходимо не конкретные локальные (ориентированные, на локальные территории) бренды, не конкретные предприятия, не промышленность (или не только промышленность, не крупную оборонную промышленность), а действительно уникальные конкурентоспособные ресурсы.
Комментарий редакции Цой Людмиле Николаевне, кандидату филологических наук, доценту, директору Филиала ГОУ ВПО Байкальского государственного университета экономики и права в г.Якутске, заведующей кафедрой рекламы и связей с общественностью (PR) Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, члену общественной комиссии по имиджевой политике Республики Саха (Якутия) при Администрации Президента Республики Саха в 2006 году жюри конкурса «Имидж-директория» единогласно присудило победу в номинации «Лучший проект в имиджелогической практике» за сборник «Практика формирования имиджа региона: опыт и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 11 мая 2005 г». «Имидж-директория» - этот конкурс для нашей российской действительности явление необычное. Можно по пальцам пересчитать конкурсы и премии, которые присуждаются ученым и профессионалам-практикам в области имиджа. Но, прежде всего, конкурс уникален людьми, которые и есть его Душа. Это люди талантливые, целеустремленные и трудолюбивые авторы, представляющие свои научные работы, реализованные имидж-проекты - конференции, конкурсы, PR-события, разработанные имиджи, коллекции одежды, сами организаторы конкурса и жюри. Меня часто спрашивают, а какие проекты лучше подавать на конкурс? Каковы критерии оценки? Я честно отвечаю, что не знаю, что в Положение о конкурсе прописаны общие аспекты оценки проектов, а главные критерии в умах членов жюри. Я все же поинтересовалась у Александра Павловича Панкрухина, Вице-президента АИМ, доктора экономических наук, профессора, одного из членов жюри, почему из такого широкого спектра работ, который был представлен на Конкурсе, именно организаторы научно-практической конференции увезли с собой заветную статуэтку? «Почему был выбран именно этот проект? Проведение имиджелогической конференции в регионе Восточной Сибири, на «Северах» России, а конкретно - в Якутии, само по себе явление довольно неожиданное для отечественной науки и практики, а если учесть что она уже вторая по счету, значимость этого события еще больше возрастает. Благодаря усилиям якутских идеологов и организаторов конференции Россия дала весомое подтверждение того, что имидж у нас стал делом государственным. Основными единицами измерения не только Вселенной, но и бизнеса являются время, пространство и масса/энергия. Правильный выбор пространства позволяет сократить потребное время, добиться успеха меньшими ресурсами и усилиями. Поэтому акцент в Якутской науке сделан правильный, сделано это вполне профессионально, на хорошем междисциплинарном уровне и естественно, что Академия поддержала этот проект. Хочется пожелать организаторам и исследователям проблематики региона в республике Саха и в будущем хорошего научного креатива, доказательности, практических внедрений и поддержки со стороны органов управления и общественности». Весной 2007 года создан Совет по имиджевой политике при Президенте Республики Саха - экспертно-совещательный орган по вопросам формирования и продвижения благоприятного имиджа республики. Экспертами выступили администрация Президента Республики, представители Министерств, ученые, журналисты и предприниматели. Возглавил совет Айсен Николаев – руководитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха, а Людмила Цой является экспертом Совета. Анна Родионова |
На очереди дня - проведение мониторинга печатных и электронных СМИ (центральных и республиканских) на предмет освещения социально- экономического, культурного положения РС (Я).
Следующим этапом должна стать разработка медиаплана освещения проектов, реализуемых в рамках программы «Брендинговое позиционирование и продвижение имиджа РС (Я)» в СМИ федерального и республиканского значения.
Работа уже начата. В апреле этого года в рамках фильма «Завещание Петра Первого» в Якутии Андреем И, действительным членом полярной комиссии Географического общества СССР, автора и ведущего программы «Искатели» 1 канала Центрального телевидения, были проведены съемки нескольких сюжетов о истории вызова якутских шаманов к российскому императорскому двору.
В текущем году планируется выпуск нескольких документальных фильмов о Якутии в рамках программы «Искатели» на первом канале Центрального телевидения. Темы фильмов посвящены широкому спектру исторических и природных загадок республики, поэтому необходимо организовать, как минимум, две экспедиции и в дальнейшем развивать деятельность корреспондентского пункта программы «Искатели».
Общественная комиссия по имиджевой политике должна возглавить процесс формирования целостной системы PR-служб РС (Я): PR-служб госструктур, якутских товаропроизводителей, постоянных представительств РС (Я) в регионах РФ и за рубежом.
В план работы комиссии включены также такие мероприятия, как: проведение курсов повышения квалификации специалистов сферы общественных коммуникаций; подготовка рекламного издания «Якутия - бриллиант в оправе России»; составление карты достопримечательностей РС (Я); издание каталога значимых общественных мероприятий, планируемых в РС (Я) в ; организация участия студентов во Всероссийском конкурсе в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин»; РR-сопровождение мероприятий, посвященных 50-летию основания г. Мирного и алмазодобывающей промышленности РС (Я), а также других важных республиканских мероприятий.
В ходе разработки концепции по имиджевому позиционированию республики было бы правильным изучить опыт работы культурологических центров типа Института Гете (Германия), «Джапан фаундейшн» (Япония), «Альянс франсез» (Франция), американских частных фондов Макартуров, Форда, Карнеги и т.д., работающих на имидж своей страны.
Реализация плановых мероприятий по формированию имиджа РС (Я) предполагает создание фонда «Имидж Якутии». Средства данного фонда необходимы для поддержки важнейших проектов в рамках социального, экономического, культурного позиционирования республики на внутреннем, российском и международном уровнях.
Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Фонд является не объединением граждан, а объединением имущества для достижения общественно полезных (социальных, благотворительных, культурных и иных) целей. Имущество, переданное фонду его учредителями, является его собственностью.
Образование фонда планируется за счет финансовых средств сырьевого сектора региона и ведущих региональных товаропроизводителей, привлечения предпринимательского капитала на территории республики, конкурентоспособность которых определяется конкурентоспособной политикой республики. В частности, учредителями общественного фонда могут выступить следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «Холдинговая компания «Якутуголь», ОАО«Якутскэнерго», АК «АЛРОСА», ОАО «Алмазы Анабара», ООО«Нижнеленское», ООО«Алданзолото ГРК», ОАО «Сахателеком», ГУЛ ФПК «Якутия» и другие. Вовлечение основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории региона, в процесс формирования имиджа Республики Саха (Якутия) позволит консолидировать основные производительные силы региона в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках в частности и эффективного использования потенциала региона, повышения благосостояния его населения в целом.
Создание системы имиджевого обеспечения нашей республики откладывать на потом нельзя. Эту задачу надо решать уже сегодня. Поставленная задача может быть решена, если власть сумеет обеспечить сопряжение усилий различных сегментов регионального сообщества: с одной стороны, государства, с другой, - социально ответственного бизнеса.
И хочется надеяться, что Республика Саха (Якутия) в ближайшее время предстанет в глазах как российского, так и мирового общественного мнения, в более притягательном облике.