Переход на главную страницу


 




Статистика


Rambler's Top100
Роман Масленников

Корпоративная культура

Как создаются внутренние миры компаний

Роман Масленников

генеральный директор и партнер PR-агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг», кандидат философских наук

 

Люди создают свои маленькие мирки в организациях и предприятиях, на которых они трудятся на протяжении всей своей жизнедеятельности. Это, по сути, вторая жизнь. И если в ней не будет своей особой культуры – жить и работать окажется скучновато. Так начинается строительство корпоративной культуры!

Помните, что такое культура? Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством на протяжении своей жизни. Корпоративная культура не только спасает от скуки. Она сплачивает коллектив, задает ритм единым порывам, а также порой экономит средства предприятия и даже увеличивает капитализацию – стоимость всего бизнеса! С чего начать строительство корпоративной культуры? С того же, с чего и привычную культуру – с духовных и материальных ценностей.

Духовные ценности

Исходя из того, что именно идеи движут миром, будем считать первичными именно духовные ценности. Ведь и строительство любой компании начинается не с офиса, а с мысли о ее создании, с задумки, – в общем, с идеи.

Как правило, вся идея заканчивается на воплощении непосредственно бизнес-процесса. А неплохо было бы фиксировать основные моменты, которые двигали компанию в начале ее пути. Потом это может стать Конституцией компании или Корпоративным кодексом, то есть основополагающим документом, прочитав который каждый сотрудник и клиент может понять, с кем он имеет дело. Так находятся единомышленники – самые верные и надежные партнеры.

Наряду с конституцией можно вспомнить и такие духовные элементы корпоративной культуры, как фирменные поздравления, письменные обращения к сотрудникам компании – информационные и те же поздравительные письма. Классикой жанра уже можно назвать нашумевшие послания главы «Евросети» Евгения Чичваркина армии своих многотысячных сотрудников. Кому-то эти тексты могут показаться уж слишком жестокими и даже смелыми, но – такова аудитория, которая будет их читать.

Очень современным элементом корпоративной культуры является фирменная музыка. Она может как содержать слова, так и обходиться без них. Главное, чтобы музыка была эксклюзивной. Ее можно ставить на ожидание вызова на телефонную станцию, открывать и закрывать ею разные корпоративные праздники. Корпоративные песни звучат в офисах, на выставочных стендах и даже в салонах самолетов, им подпевают и сотрудники, и клиенты. Так, корпоративными гимнами уже обзавелись РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью), Мегафон, Ростелеком, Техносила, ФСБ, Консультант Плюс, Московское метро и многие другие, а фирменными мелодиями – торгово-развлекательный центр МЕГА… – всех не перечесть.

Корпоративная музыка имеет свойство связывать сердца людей. «Музыка на-а-а-а-с связала!...» – помните?..

Кино также является относительно современным элементом корпоративной культуры. Это может быть и юмористический фильм, и модный флеш-ролик, и мульт, и даже «домашнее видео». Фильм должен быть понятен всем, и отражать основные идеи компании – в разной форме. Все дело не в формате, а в содержании и отношении к нему. И главное – снимать фильм с идеей, позитивом и для людей, так чтобы сотрудники не стали считать, что «скучнейшим из искусств для нас является корпоративное кино»! Вариантов использования видео большое количество – фильмы об успехах компании, ролики к юбилеям, выставочный и промофильмы, съемка с корпоративных мероприятий (корпоративное видео), кстати, во множестве своем представленные на http://ru.youtube.com.

Материальные ценности компании

Различные дипломы, награды, рекомендательные письма, медали, завоеванные на различных конкурсах, обязательно становятся частью корпоративной культуры. Важно правильно подать это людям. Рекомендуется сделать специальный раздел на корпоративном сайте, создать в офисе Зал славы, и не забывать потом регулярно заниматься их наполнением.

Фирменные галстуки Билайн

Эффективным элементом материальной корпоративной
культуры является одежда – футболки, бейсболки,
зонты, шарфы в корпоративном цвете и с символикой
и, конечно, фирменная одежда. Вспомните полосатые
галстуки «Билайн»: все руководство компании
не брезгует этим корпоративным элементом
(фото: www.beeline.ru)

Под материальными ценностями корпоративной культуры, прежде всего, подразумевают всю сувенирную продукцию. Это и ручки, и кружки, и брелоки с логотипами компаний. Эффективным элементом материальной корпоративной культуры является одежда – футболки, бейсболки, зонты, шарфы в корпоративном цвете и с символикой и, конечно, фирменная одежда. Вспомните полосатые галстуки «Билайн». Вспомните специальные службы – МЧС, скорая помощь и пожарные – у всех есть специальная одежда. Многие продавцы магазинов, например, Консультанты ИКЕА, одеты в фирменную одежду не просто так. Все это часть большой системы под названием «Корпоративная культура».

Материальные корпоративные ценности являются, в основном, носителями, предназначенными для внутреннего употребления. Иногда они служат в рекламных целях, но не столь эффективно, как духовные ценности вроде идей.

Кто строитель?

Первым человеком, который «закладывает камень» в строительство корпоративной культуры является руководитель компании. Ему решать – что такое хорошо, а что такое плохо. Но – это на начальном этапе. Потом работа должна быть делегирована профессионалам по отношениям.

Специалисты в области PR и HR ежедневно и профессионально занимаются созданием материальных и духовных ценностей компании. Разграничения типа – кто за что отвечает – будут не совсем правильными, но основной упор, конечно, должен делаться на духовных ценностях.

Как строить духовную культуру, чтобы она не вызывала отторжения? Ведь все новое – традиции, регламенты, одежда, – все это сначала очень настораживает, пугает или как минимум – вызывает дискомфорт. Нужно стремиться к соблюдению принципа естественности – то есть действовать без экстремизма. На вопрос, заданный участникам одной из профессиональных конференций, «что же такое корпоративная культура?», от почтенного дядюшки последовал ответ: «Все, что плохо – то и есть корпоративная культура». И для своего времени он был глубоко прав. Раньше была только одна корпоративная культура – государственная (конституция, гимн, традиции, лица и проч.). Разнообразие наблюдалось только в студенческой среде во время оригинальных «посвящений», выпускных вечеров и т.д.

Поэтому, если у вас до сих пор нет оформленной и систематизированной корпоративной культуры – стройте! Это не только увлекательно, но и выгодно. Когда люди в одной организации сплочены не только волею судьбы и деньгами, но единым информационным пространством, единой культурой, которую все понимают и следуют ей – легче преодолевать трудности, идти вперед и брать новые вершины.

--

От редакции:

В 2005 г. Президент «Международного пресс-клуба» Александр Чумиков, руководитель центра «Аудиобрендинга» Ксения Светличная, и владелец студии «Добров-саунд», звукорежиссер Евгений Добров представили первый и единственный в России аудиоучебник «Музыка PR. Звук для бизнеса и политики».

24 ноября в рамках XS Film Festival «Креатив: Москва:Кино» прошел первый КОНКУРС КОРПОРАТИВНОГО КИНО «БРЕНДФИЛЬМ», организатором которого выступила творческая группа «Рекламафия».
Финалистами конкурса стали фильмы:
1. «60 ЛЕТ Мострансгазу», Компания ООО «Мострансгаз», Студия Группа Меркатор (Mercator Group).
2. «Искусство биржевых технологий», Компания ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», Студия Группа Меркатор (Mercator Group).
3. «Ле Мезон. Легенды дома», Компания ООО «Септима», Студия ООО LBL Сибирь.
4. «Возвращение «Победы», Компания ООО «Наша Победа», Студия ООО LBL Сибирь
5. «Команда S7», Компания S7, Студия ООО LBL Сибирь
6. «Будь лидер», Компания Samsung, Студия CCR CREATIVE department
7. «Когда девочка взрослеет», Компания «Гедеон-Рихтер», Студия «Высоцкий и Сикорский»
8. «Особенности национальной упаковки», Компания ООО «Спекта-Интерпак», Студия ООО «Спекта-Интерпак» / ФМСО.

Журнал «Корпоративная имиджелогия» №02 (03) 2008

11 Апрель 2008

 

 

Заметки на полях:

День памяти Александра Панкрухина Академия имиджелогии приглашает на День памяти Александра Панкрухина 31 мая 2014 года в 11.00. Мероприятие …

Москва и Лондон пострадали от ухудшившейся репутации Москва за последние полгода опустилась в рейтинге мировых финансовых центров на 4 позиции, заняв 73-е место. …

WWF и «Тетра Пак» объявили конкурс для молодых дизайнеров Компания «Тетра Пак» при информационной поддержке организации WWF приглашает молодых дизайнеров …

Лучшие сотрудники «Макдоналдса» поменялись местами со звездами музыки и спорта Звезды музыки и спорта с большим интересом приняли предложение поработать в команде официального …

В июне в Москве пройдет конференция PR Drivers 2013 Конференция амбициозных PR-директоров соберет ведущих профи бизнес-пиара. Будут обсуждаться только …

SPN Ogilvy представило бренд-бук «торгово-замечательного центра» «Жемчужная Плаза» Лаконичный и элегантный стиль «Жемчужной Плазы» был создан SPN Ogilvy с помощью использования паттернов …

В июне в Санкт-Петербурге пройдет конференция по маркетингу Digitale Программа конференции разбита на 5 тематических секций: «Стратегия», «Коммуникации», «Без …

1 сентября стартует «Eventиада-2013» Второй всероссийский студенческий конкурс проектов в сфере организации мероприятий, специальных акций и BTL-…

Найдены причины слабой заинтересованности прессы в освещении КСО Роль СМИ в освещении корпоративной социальной ответственности обсудили в марте на круглом столе «…

далее ››